Заводом была разработана панель приборов для автомобилей "Святогор" новой конструкции, которую должна была производить Югославская фирма. Однако эта панель приборов так и не была внедрена в производство.
Установку панели приборов от автомобиля "Opel Vectra A" можно производить как с комбинацией приборов от той же модели автомобиля, либо с комбинацией приборов от автомобиля ГАЗ-3110. Вариант установки с комбинацией приборов от автомобиля "Opel Vectra A" проще как с точки зрения механических работ, так и сточки зрения подключения электрических соединений.
Для установки панели приборов необходимо приобрести з/ч от автомобиля "Opel Vectra A":
- панель приборов в сборе со всеми пластиковыми накладками;
- накладку туннеля пола под рычаг КПП;
- все пластиковые вставки (под рычаги отопителя, под выключатель света, пепельницу, перчаточный ящик),
- переключатели света, передних противотуманных фар (при их наличии), задних противотуманных фонарей, обогрева заднего стекла, а при необходимости - и других переключателей, которые устанавливаются на данную панель приборов (электрокорректоров фар, обогрева сидений, включения кондиционера, рециркуляции и т.д.);
- комплект электропроводки панели приборов или отдельные разъемы для всех переключателей, часов, прикуривателя;
- часы или маршрутный компьютер;
- комбинацию приборов (если не будет устанавливаться комбинация приборов от автомобиля "Opel Vectra A";
- датчик уровня топлива (при установке комбинации приборов от автомобиля "Opel Vectra A";
- боковые воздуховоды, которые могут быть заменены гибкими алюминиевыми воздуховодами диаметром 70 и 4-мя резиновыми конусами для их стыковки с дефлекторами.
Демонтируем старую панель приборов. Также снимаем воздухораспределитель обдува ветрового стекла - он будет служить основой крепления верхней части новой панели приборов к кузову. Также снимаем центральный воздухораспределитель для последующей доработки. У панели приборов "Opel Vectra A" отдираем ее воздуховод обдува ветрового стекла, расположенный в верхней передней части - он более не понадобится.
Далее необходимо доработать штатный центральный воздухораспределитель. Т.к. воздухораспределитель обдува ветрового стекла остается штатным, то часть центрального воздухораспределителя, направляющая поток воздуха на распределитель обдува ветрового стекла, остается без изменений. Фланец центрального воздухораспределителя, подающий поток воздуха на левое сопло обдува, остается без изменения. Соединить фланец с левым соплом можно либо гофрированной гибкой алюминиевой трубой, либо штатным "Опелевским" воздуховодом - он подходит практически идеально. Правый фланец подвода воздуха к правому соплу обдува необходимо доработать - его необходимо расположить под углом, иначе он упирается в перчаточный ящик, к тому же препятствует более глубокой посадке панели приборов и мешает подключению плафона освещения перчаточного ящика. Для изменения расположения фланца его необходимо отпилить, а затем приварить под требуемым углом (по месту). Для сварки используется лезвие отвертки, докрасна раскаленное на газовой плите. Хорошие результаты можно получить при использовании термопистолета. Соединение фланца с соплом также осуществляется либо гибким алюминиевым рукавом, либо штатным воздуховодом.
Важная часть работы - подключение сопел центральных воздуховодов. Здесь есть разные варианты. Окно в штатном центральном воздухораспределителе для центрального воздуховода выполнено значительно ниже центрального сопла в панели приборов "Opel Vectra A". Дополнительная сложность состоит, с одной стороны, в том, что как раз напротив этого окна в панели приборов "Opel Vectra A" находятся рычаги управления заслонками отопителя, привод которых имеет значительную глубину, что осложняет изготовление переходного воздуховода от окна к соплу, а с другой - в том, что в этом окне находится заслонка, переключающая поток воздуха на ветровое стекло или на центральное сопло. Важно то, что эта заслонка не просто закрывает поток воздуха в сопло, но и перекрывает его поток на ветровое стекло. Собственно, центральное сопло имеет рукоятку управления, соединенную с тягой, на которую можно надеть заслонку, закрывающую сопло. Необходимость закрывания заслонкой центрального воздухораспределителя определяется типом климатического блока автомобиля. В случае использования обычного отопителя в принципе перерывать поток воздуха на ветровое стекло не обязательно, т.к. отраженный рот ветрового стекла поток воздуха все равно будет направляться в верхнюю часть салона аналогично потоку воздуха из центрального сопла. В случае применения на автомобиле кондиционера возможность закрывания потока на ветровое стекло в центральном воздухораспределителе обязательно, иначе в жаркую погоду при включении кондиционера поступающий на стекло холодный воздух вследствие значительной разницы температур неизбежно вызовет быстрое появление поперечных трещин в нижней части ветрового стекла с его последующим разрушением.
Если установка кондиционера не планируется и можно смириться с отсутствием закрывания потока воздуха на ветровое стекло, то окно для центрального воздуховода можно закрыть, а отводы для подачи воздуха в центральное сопло можно выполнить выше окна, на уровне собственно сопла. При этом в само сопло необходимо установить заслонку из пластмассы, управляемую через приводной рычаг рукояткой сопла.
Прикручиваем панель приборов к "Москвичевскому" воздуховоду обдува ветрового стекла четырьмя мебельными уголками, попарно соединенными в виде буквы S. Переходы в углах для обдува боковых стекол организовываем гибкими пластиковыми рукавами.
Подключение электрических цепей в основном сводится к подключению переключателей противотуманных фар и заднего противотуманного света и обогрева заднего стекла, которое осуществляется аналогично подключению штатной проводке автомобиля. Переключатель освещения подключается таким образом, чтобы в положении 1 питание подавалось только на цепи габаритного освещения, а в положении 2 - дополнительно на цепь питания фар. В цепи питания фар желательно установить дополнительное вспомогательное реле, включающееся совместно с включением зажигания, так, чтобы фары выключались при выключении зажигания (аналогично штатному режиму их использования на автомобиле) для предотвращения разряда аккумулятора при стоянке с невыключенным освещением.
Плафон подсветки перчаточного ящика подключается аналогично плафону подсветки штатной панели приборов. Подключение переключателя отопителя также не вызывает особых проблем.
А. Подключение выводов электрокорректороа фар: 3 - минусовой вывод потенциометра блока управления электрокорректором БУК-02-01, 4 - корпус (масса), 6 - плюсовой вывод потенциометра блока управления электрокорректором, 7 - регулировочный выход потенциометра блока управления электрокорректором.
Б. Подключение выводов октан-корректора: 3 - переключатель 2" (средний разряд выбора прошивки), 4 - питание лампы подсветки, 6 - переключатель 1" (младший разряд выбора прошивки), 7 - корпус.
При распайке деталей необходимо иметь в виду, что переключатель работает через ось его крепления таким образом, что позиция 0 соответствует его нижней ламели, а позиция 3 - верхней. В качестве резисторов переключателя электрокорректора фар используются прецизионные резисторы мощностью 0.125 Вт соответствующих номиналов, а в качестве диодов переключателя октан-корректора - маломощные малогабаритные кремниевые диоды, например, 2Д510 ОС (можно заменить на КД522).
Переключатель октан-корректора подключают к младшему и среднему разрядам выбора прошивки блока МПСЗ. Старший разряд выбора прошивки либо не подключают, либо коммутируют отдельной кнопкой. Практика показывает, что 4-х положений октан-корректора вполне достаточно для повседневной эксплуатации. Отдельная кнопка, управляющая старшим разрядом, может использоваться для включения иной прошивки блока МПСЗ, например, при работе на сжиженном газе или для переключения режима вождения (норма-спорт), для этого разные прошивки необходимо скомбинировать и перепрошить ПЗУ блока МПСЗ. При отказе от использования дополнительной кнопки старший разряд просто не подключают.
Теперь в машине появился хороший перчаточный ящик ("бардачок") с подстаканниками. Для более глубокой установки панели приборов, чтобы она не мешала переднему пассажиру, верхняя часть нижнего перчаточного ящика доработана, для чего его верхний угол отпилен и перевернут внутрь ящика, а затем приварен к остальной массе пластмассы, что хорошо видно на фотографии.
При установке панели приборов от автомобиля "Opel Vectra A" она устанавливается и подключается к бортовой сети, трос спидометра подключается к комбинации приборов. Датчик уровня топлива необходимо доработать, установив в него "начинку" от датчика автомобиля "Opel Vectra A".